Школа изобразительного искусства и технического дизайна имени Абылхана Кастеева (ШИИТД им. А.Кастеева) была создана в 1981 году, как Алматинская детская художественная школа (АДХШ) – первое в Алматы специализированное учебное заведение, дающее детям начальное художественное образование. В 1997г. школе было присвоено имя первого казахского профессионального художника Абылхана Кастеева. В декабре 2005г. школа была преобразована в Алматинскую школу изобразительного искусства и технического дизайна им. А.Кастеева.
После реорганизации в школе было создано 3 отделения:
- отделение «Изобразительного искусства», осуществляющее обучение основам академического рисунка, живописи, скульптуры, композиции, декоративно-прикладного искусства и истории искусств;
- отделение «Техники и дизайна» – новое отделение, цель которого – обучить основам технической эстетики, компьютерной графики, художественного проектирования и конструирования.
- отделение «Клубной деятельности», в котором функционируют технические клубы «Автомоделирование», «Судомоделирование», «Авиамоделирование», «Картинг-клуб».
В школе обучаются и воспитываются одаренные дети, для которых создана четырехступенчатая система непрерывного образования:
- I ступень – возрастные группы «Радуга» (5-6 лет), «Семицветик» (7-8 лет), «Палитра» (9-10 лет);
- II ступень – «0» курс – подготовительный (11 лет, на базе 5 класса общеобразовательной школы);
- III ступень – с «I» по «IV» курсы – это основной срок обучения (12-16 лет);
- IV ступень – «V» курс – дополнительный (17-18 лет).
Общее руководство административной и педагогической деятельностью коллектива ШИИТД осуществляет директор – Есенова Ханзада Азимхановна.
Все педагоги школы имеют высшее специальное образование.
За 35 лет развития школа обрела свои традиции, накопила достаточный опыт в экспериментальной педагогической деятельности и является одним из методических центров эстетического воспитания в городе и республике.
Учебные программы, созданные с учетом местных условий и национальных традиций, – это многолетний опыт работы коллектива преподавателей по составлению и апробированию оригинальных программ обучения.
В 2006 году при поддержке Министерства образования Республики Казахстан школа подготовила пакет учебных программ, составленных коллективом ведущих педагогов ШИИТД им. А.Кастеева, по основным художественным дисциплинам: по рисунку, графике, живописи, скульптуре, композиции, декоративно-прикладному искусству и истории искусств для художественных школ и художественных отделений школ искусств Республики Казахстан. Этим школа инициировала ежегодный Республиканский научно-практический коллоквиум для детских художественных школ Казахстана, где осуществляется тесное сотрудничество художественных школ Казахстана, обмен методическими разработками, изучение и обобщение творческого и методического опыта, накопленного художественными школами Республики, с целью совершенствования учебного процесса, выработки единых требований к высокому уровню подготовки выпускников художественных школ РК.
Учащиеся школы – постоянные участники и победители городских, республиканских и международных фестивалей и конкурсов изобразительного искусства, таких как «Мой Казахстан» (Центральный Государственный музей РК), «Мир литературных образов и художник» (Акимат г. Алматы и международный общественный фонд «Конгресс духовного согласия»), «Человек-тюльпан» (Посольство Нидерландов в РК), «Eniki Festa» (Национальная Федерация Ассоциаций ЮНЕСКО Японии), «Lidice» (Czech Republic), «Невская палитра» (Санкт-Петербург) и многих других.
Также технические клубы нашей школы ежегодно участвуют в Республиканских и международных соревнованиях по автомодельному, судомодельному спорту и автоспорту.
Школа является инициатором и проводит ежегодный Республиканский Пленэр-мастер-класс для учащихся детских художественных школ и школ искусств, где занятия с детьми в течение недели ведут известные мастера изобразительного и прикладного искусства Республики Казахстан.
Ежегодно школа проводит Республиканский детский экологический конкурс-пленэр в рамках образовательной программы «Земля – наш общий дом» Корпорации «Шеврон» – проект, в котором пропагандируются экологические знания через изобразительное творчество.
Особая гордость школы – участие в проекте ЮНЕСКО – Всемирная альбомная серия «Рисуют дети мира». В рамках этого проекта ШИИТД ежегодно организует выпуск красочного альбома, в который входят работы победителей Республиканского конкурса «Дети рисуют мир. Казахстан». В феврале 2005 года решением Всемирной Ассоциации Клубов ЮНЕСКО в Париже нашей школе присвоен статус Первого казахстанского Клуба ЮНЕСКО, поэтому в 2015 году школа отмечала 10-летие этого важного события.
В статусе Клуба ЮНЕСКО школа ведет большую работу по популяризации детского творчества и международному культурному и образовательному обмену, участвует в международных фестивалях детского художественного творчества, поддерживает тесные партнерские связи с коллегами за рубежом: в Белоруссии, России, Республике Корея, в Чехии. В рамках обязательной летней практики – пленэра учащиеся школы выезжают на пленэр в разные страны, где знакомятся с культурой других народов, выполняют этюды и зарисовки архитектурных и природных достопримечательностей. Дети побывали на пленэре во Франции, в Чехии, в Голландии, в России, в Южной Корее, в Белоруссии, в Австрии, в Непале, на Украине, в Узбекистане и Кыргызстане.
Выпускники школы ежегодно успешно сдают вступительные экзамены и становятся студентами художественных колледжей и высших учебных заведений г. Алматы: Казахской Государственной архитектурно-строительной академии; Национальной Академии искусств имени Т.Жургенова; Казахского Национального педагогического университета имени Абая; колледжа декоративно-прикладного искусства имени О.Тансыкбаева и других. Мы гордимся своими выпускниками, продолжившими свое обучение не только в нашем городе, но и в лучших художественных ВУЗах Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Англии, Израиле, США, Канаде и других странах.
Коллектив педагогов школы в постоянном поиске – совершенствуются методы обучения и воспитания детей средствами изобразительного искусства. Наряду с обучением основам профессионального мастерства решаются задачи развития индивидуального творческого потенциала учеников. На практике решается одна из важнейших задач общества – воспитание гармонически развитой личности.